Сферы деловой активности

По многообразию сфер деловой активности предприятия могут подразделяться на моноотраслевые и диверсифицированные (многоотраслевые).

Моноотраслевые специализируются на производстве определенной группы товаров на основе технологически связанного производственного процесса. Это, как правило, однопродуктовые предприятия или предприятия с доминирующим продуктом, объем продаж которого составляет не более 70% суммарного объема продаж предприятия.

Диверсифицированные характеризуются тем, что сфера их деятельности распространяется на разные рынки - производство различных групп товаров, предназначенных для различных групп покупателей, оказание разнообразных услуг и т.п.

Среди диверсифицированных предприятий можно выделить два их типа.

Первый тип - это предприятия, которые при многообразии сфер деятельности, сохраняют основную свою специализацию.

Особенностью таких много продуктовых предприятий является политика, основанная на следующих признаках:

- производство продуктов, связанных сбытом, т.е. единым рынком сбыта (продукты-комплементарии, дополняющие), с применением различных технологий.

- вертикальная интеграция, основанная на объединении различных стадий производства продукта путем согласованных действий групп технологически связанных производств. Вертикальная интеграция способствует устранению неопределенности в поставках, ограничению конкуренции, улучшению качества и снижению издержек.

Вертикальная интеграция осуществляется:

- путем установления долгосрочных контрактов между различными предприятиями, специализирующимися на отдельных стадиях производственного процесса

Концерны - организационные объединения групп предприятий (обычно дочерних), сосредоточенных и находящихся в зависимости от основного предприятия (материнской компании).

Второй тип - КОНГЛОМЕРАТЫ, в которых обычно отсутствует профилирующее производство. Подобные предприятия (объединения) относятся к числу много продуктовых, выпускающих товары на базе технологически разнородных процессов, реализуемых на различных рынках сбыта. Распыление направлений деятельности может приводить к значительным сложностям в управлении.