Размер предприятий
По размеру предприятия принято делить на крупные, средние и малые. Крупные предприятия специализируются, главным образом, на производстве стандартных продуктов в массовом количестве, добиваясь за счет этого лидерства на издержках в конкурентной борьбе.
Средние предприятия специализируются на производстве продукции, удовлетворяющей узкоспециализированный спрос (дифференцированная продукция), удерживают конкурентные позиции за счет обладания уникальными технологиями.
Малые предприятия специализируются на производстве новой продукции, в которой реализуются научно-технические нововведения.
Помимо научно-исследовательской и инновационной сферы деятельности малые предприятия эффективны в тех отраслях, где концентрация производства нецелесообразна из-за специфики проявления эффекта масштаба (см. далее).
| Деление предприятий по численности занятых работников |
| | |
| | | |
Япония | Свыше 300 | От 300 до 30 | Менее 30 |
Россия | Не установлено | От 30 до 100 в зависимости от отрасли |
Федеральный Закон РФ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" (июнь 1995 г.)
Ст.3. Субъекты малого предпринимательства.
1. Под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации:
Ø в уставном капитале которых доля участия РФ, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25%
Ø доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющихся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25%
Ø средняя численность работников за отчетный период не превышает предельных уровней:
· в промышленности, строительстве - 100 чел
· в сельском хозяйстве, научно-технической сфере - 60 чел
· в розничной торговле и бытовом обслуживании - 30 чел
· в оптовой торговле и остальных отраслях - 50 чел
Малые предприятия, осуществляющие несколько видов деятельности (многопрофильные) относятся к таковым по критериям того или иного вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или годовом объеме прибыли.
2. Под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица (индивидуальные предприниматели).
|