Размер предприятий

По размеру предприятия принято делить на крупные, средние и малые. Крупные предприятия специализируются, главным образом, на производстве стандартных продуктов в массовом количестве, добиваясь за счет этого лидерства на издержках в конкурентной борьбе.

Средние предприятия специализируются на производстве продукции, удовлетворяющей узкоспециализированный спрос (дифференцированная продукция), удерживают конкурентные позиции за счет обладания уникальными технологиями.

Малые предприятия специализируются на производстве новой продукции, в которой реализуются научно-технические нововведения.

Помимо научно-исследовательской и инновационной сферы деятельности малые предприятия эффективны в тех отраслях, где концентрация производства нецелесообразна из-за специфики проявления эффекта масштаба (см. далее).

Страна

Деление предприятий по численности занятых работников

Крупные

Средние

Малые

США

Свыше 1000

От 1000 до 500

Менее 500

Япония

Свыше 300

От 300 до 30

Менее 30

Россия

Не установлено

От 30 до 100 в зависимости от отрасли

Федеральный Закон РФ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" (июнь 1995 г.)

Ст.3. Субъекты малого предпринимательства.

1. Под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации:

Ø в уставном капитале которых доля участия РФ, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25%

Ø доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющихся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25%

Ø средняя численность работников за отчетный период не превышает предельных уровней:

· в промышленности, строительстве - 100 чел

· в сельском хозяйстве, научно-технической сфере - 60 чел

· в розничной торговле и бытовом обслуживании - 30 чел

· в оптовой торговле и остальных отраслях - 50 чел

Малые предприятия, осуществляющие несколько видов деятельности (многопрофильные) относятся к таковым по критериям того или иного вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или годовом объеме прибыли.

2. Под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица (индивидуальные предприниматели).