Производственная структура предприятия и его подразделений

Производственная структура предприятия – это состав и взаимосвязь производственных подразделений предприятия.

Производственная структура предприятия включает дочерние и зависимые предприятия (самостоятельные юридические лица), филиалы и представительства, создаваемые предприятием на других территориях, а также производственные подразделения, непосредственно входящие в состав предприятия. В состав производственных подразделений предприятия могут входить:

- отделения (заводы), т.е. крупные производственные подразделения, выполняющие полный цикл работ по производству однородных групп изделий;

- цехи (отделы), специализирующиеся по предметному или технологическому принципу, действующие на основе коммерческого расчета;

- участки (бюро), производственные подразделения цеха (отдела), выполняющие определенную часть технологического процесса или выпускающие определенные детали;

- бригада представляет собой группу работников, выполняющих определенные виды работ с закреплением за ней производственного и иного оборудования;

- рабочее место как элементарная часть производственной системы предприятия (оборудование + рабочий), на котором выполняются определенные операции.


Отделение (дивизион, завод)

Проблемы 50-х годов - диверсификация бизнеса (географическая, продуктовая, рыночная) и трудности управления из единого центра. Децентрализация управления и предоставление оперативно-производственной и финансовой самостоятельности своим производственным единицам (Стратегические Хозяйственные Единицы - Strategic Business Centers).

Продуктовая структура

В условиях увеличения ассортимента производимой и реализуемой продукции, если управление этим процессом осуществляется успешно, несколько продуктовых линий могут достигнуть такого высокого объема продаж, что может потребоваться их структуризация, и они окажутся решающим фактором успеха организации в целом. Пионеры дивизиональной структуризации - компании Проктер энд Гембл и Дж.Моторс - создание дивизионов по основному продукту. В этой структуре все полномочия по руководству производства и сбыту какого-либо продукта (услуги) передаются одному руководителю. Руководители вторичных функциональных служб, создаваемых в дивизионе, подчинены управляющему по данному продукту.

Продуктовая структура позволяет крупной фирме уделять конкретному продукту столько же внимания, сколько ему уделяют в небольшой фирме, выпускающей один-два продукта. Они способны более гибко реагировать на изменения внешних факторов (условия конкуренции, технологии, покупательский спрос).

Организационная структура, ориентированная на потребителя

Дивизионы формируются с ориентацией на определенные группы потребителей. Например, коммерческие банки, работающие с различными группами клиентов (частные лица, фирмы, пенсионные фонды, банки-корреспонденты.

Региональная организационная структура

Дивизионы формируются по территориальному признаку. Пример, сбытовые организации крупных фирм-производителей (Ксерокс, фармацевтические фирмы).

Возможный недостаток - увеличение затрат, вследствие дублирования одних и тех же видов работ для различных видов продуктов.

С середины 80-х годов от линейно-функциональных структур к дивизиональным перешли 95 % из 500 крупнейших компаний США.

Цехи (отделы) предприятия

Деление структуры по цеховому принципу принято для крупных производственных предприятий. В их составе выделяются

· основные цехи (заготовительные, обработочные, сборочно-монтажные);

· вспомогательные цехи (инструментальные, опытные, энегрегические ремонтные службы – механические, электрические, строительные и др.);

· обслуживающие хозяйства (складское, транспортное, энергетическое и пр. хозяйство предприятия)

Для средних и малых производственных предприятий может быть принята бесцеховая структура.

Кроме того, в современных условиях в состав производственных подразделений целесообразно включать также службы, связанные с поставками ресурсов на предприятие (Отдел снабжения, Отдел кадров), а также службы, связанные с реализацией готовой продукции (Отдел сбыта, Торговый отдел и др.)

В состав предприятия могут входить и другие подразделения, не имеющие непосредственного отношения к производству. В частности, функции развития производства реализуются следующими подразделениями предприятия:

· Отдел маркетинга, решающий задачи изучения потенциальных рынков сбыта продукции предприятия, подготовки и реализации маркетинговых планов по видам продукции

· Научно-исследовательский отдел (лаборатория), осуществляющие разработку новых видов продукции (опытных образцов), испытание новых образцов материалов и технологий

· Отдел главного конструктора, решающий задачи конструкторской подготовки предприятия к производству новой и модернизации выпускаемой продукции

· Отдел главного технолога, задачей которого является технологическая подготовка предприятий к производству новой продукции

а также другие подразделения, связанные с развитием предприятия.