Маркетинговые исследования
Предприятие в рыночном хозяйстве находится в постоянном взаимодействии с окружающий средой, которая является, с одной стороны, источником шансов получения прибыли и устойчивого развития, расширения рынков, а с другой - опасностей и угроз утери завоеванных рыночных позиций, падения спроса на продукцию (услуги), морального старения технологии, нововведений конкурентов и т.п.
Для успешного развития предприятие должно постоянно выявлять имеющиеся и потенциальные возможности в отношении наиболее эффективного использования своих ресурсов (интеллектуальных, информационных, трудовых, материальных, финансовых и др.).
Именно эти ресурсы составляют рыночный потенциал предприятия. Они всегда ограничены, неравномерно развиты как в количественном, так и в качественном отношении. Развитость одного вида ресурса может представлять силу по отношению, открывшемуся из окружающей среде (рынка) шансу (высокий научно-технический потенциал на рынке наукоемкой продукции), и, наоборот, нехватка какого-либо из ресурсов (отсутствие надежных поставок материальных ресурсов) может нести в себе угрозу предприятию.
Следовательно, главная задача предприятия состоит в реализации в открывающейся во внешней среде благоприятных возможностей (шансов) путем выделения своих сильных сторон и ограничении внешних угроз существованию и развитию предприятия путем нейтрализации слабых сторон. Решение этой основной задачи и вытекающих из нее проблем научно-технического, материально-технического, финансово-экономического, организационного и социального характера, и является предметом стратегического управления.
МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ (Marketing Research) - начальный этап изучения предпринимательской идеи. Глубина и направленность исследований зависят от:
· характера деятельности фирмы (сфер деловой активности)
· выпускаемой продукции (производственного или потребительского назначения)
· степени диверсификации фирма
· размера капитала и уровня доходности фирмы
· цели исследования, т.е. целей действия фирмы - выход на новый рынок, изменение ассортимента, изменение каналов сбыта и т.п.
ЦЕЛЬ - выявление возможностей фирмы (предпринимателя) определить конкурентную стратегию на конкретном рынке (сегменте) на основе анализа благоприятных возможностей и угроз развития бизнеса в анализируемой части рынка, развития конкурентных преимуществ (сил) и усранение слабостей фирмы (предпринимателя) по сравнению с действующими или потенциальными конкурентами.
Благоприятные возможности - большой обьем рынка, высокие темпы роста, высокая норма прибыли, слабая интенсивность конкуренции и т.п.
Исследование внешней МАКРОСРЕДЫ проводится с целью оценки влияния политических, макроэкономических, демографических и иных факторов на соотношение спроса и предложения на рынке.
Объект анализа макросреды:
¨ Общие сведения о рынке (размеры территории, численность населения, социально - культурные особенности).
¨ Сведения о развитии экономических процессов (динамика макроэкономических показателей, демографические прогнозы, прогнозы по распределению дохода и сведения о платежеспособности различных категорий населения).
¨ Сведения о предполагаемом направлении законодательного регулирования, экономической, денежной и фискальной политике, налоговой системе.
Объект анализа внешней микросреды - РЫНОК как любое взаимодействие продавцов и покупателей, в которое они вступают для торговли, определения цены и количества товара для обмена.
Исследование рынка включает:
I. Изучение и анализ условий рынка, т.е. условий, при котором на рынке достигается определенное соотношение между спросом и предложением.
¨ Рыночный спрос и перспективы развития рынка
¨ Требования потребителей к товару
II. Изучение отрасли, т.е. субъектов, действующих на рынке
Измеритель рыночного спроса - объем продаж товаров на определенном рынке (в натуральных или стоимостных измерителях), включая товары конкурентов, экспортные товары.
Исследование рыночного спроса для определения емкости исследуемого рынка, уровня покупательной способности потребителя и перспектив роста потребности в товаре.
Объекты анализа:
- Фактический объем продаж в стоимостном выражении (включая всех конкурентов)
- Процентный объем продаж товара конкретного производителя в общем объеме продаж на рынке
- Абсолютный рыночный потенциал при условии, что все потенциальные потребители приобретают товар оптимальными размерами и с оптимальной частотой.
Исследование требований потребителя к товару и мотивация покупателей
Требования покупателей - новизна и высокое качество продукции; уровень послепродажного обслуживания и характеристики услуг; рациональное соотношение цены товара и полезного эффекта от его использования.
При анализе потребительских предпочтений важное значение имеет характер и назначение товара. Для товаров производственного назначения характерно, что спрос организаций - потребителей является производным от спроса конечных потребителей и, следовательно, зависит от конечного спроса. Фирмы - производители географически более концентрированы, а каналы товародвижения являются более короткими. На рынке потребительских товаров определяющими являются исследование мотивации покупателя, то есть комплекса факторов, побуждающих его к покупке.
Исследование мотивации покупателя ведется по двум направлениям:
1. Изучение мотивов поведения покупателя
1.1. Функциональный метод основан на изучении внешних факторов;
1.2. Динамический метод основан на изучении изменения мотивации с возрастом;
2. Анализ способов эффективного воздействия на принятие решений о покупке
Объектом анализа являются факторы воздействия рекламы, торговых марок, методов сбыта и т.п.
|