Конкурентные структуры рынка и их характеристика
Каждая отрасль имеет свою рыночную специфику - производство различных товаров, различный состав производителей, размер предприятий, особенности технологии, состав и специфика потребителей, особенности конкуренции и др.
В микроэкономике обобщаются наиболее типичные рыночные структуры (модели рынка) и исследуются поведение фирм-производителей, приводящие к получению ими наибольших выгод –получения максимума прибыли. В основе этих обобщений вырабатываются конкретные рекомендации, имеющие важное прикладное значение в выборе стратегии поведения фирмы в тех или иных конкретных рыночных условиях.
Объектом анализа конкуренции выступает ОТРАСЛЬ, т.е. группа конкурентов, производящих товары (услуги) и непосредственно соперничающие друг с другом. Целью анализа является выявление конкурентных преимуществ фирмы и выбор стратегии конкуренции.
В курсе рассматриваются 4-е типа конкурентных рыночных структур:
- чистая (совершенная) конкуренция
- чистая монополия
- монополистическая конкуренция
- олигополия
Признаки, лежащие в основе классификации конкурентных структур:
1. Количество продавцов (производителей) на рынке
Предопределяется прибыльностью отрасли (возможностями извлекать прибыль из деятельности на рынке) и рыночными барьерами, действующими в отрасли.
Рыночные барьеры – препятствия при проникновении на рынок новых конкурентов (барьеры входа), а также экономические последствия при уходе с рынка для фирмы, действующей на рынке (барьеры выхода).
Значительные рыночные барьеры могут препятствовать появлению на рынке новых конкурентов, ограничивая их число. Незначительные барьеры, наоборот, создают возможность для потенциальных конкурентов относительно просто входить в отрасль или покидать ее, не неся при этом существенных убытков.
Виды входных барьеров:
· экономия на масштабах. Действие в отрасли положительного эффекта масштаба отпугивает новых конкурентов, которые стоят перед дилеммой либо начинать бизнес в больших масштабах, что требует значительных инвестиций и связано с большим риском, либо ожидать противодействия действующих конкурентов путем, например, снижения цен для вытеснения конкурента.
· дифференциация продукции.
Стандартный продукт – продукт, предлагаемый разными продавцами (производителями), но воспринимаемый покупателями как однородный (одинаковый) с потребительской точки зрения.
Дифференцированный продукт - продукт, предлагаемый разными продавцами (производителями), и воспринимаемый покупателями как различный. В основе дифференциации лежит наличие у товара отличительных характеристик (технико-эксплуатационные параметры, дизайн, качество, послепродажное обслуживание и др.).
Действующие производители имеют известные торговые марки (brand name), опираются на приверженность покупателей к определенной разновидности товаров, что является результатом целевого маркетинга и покупательских традиций. Новые конкуренты должны приложить значительные усилия, чтобы сломать устойчивые предпочтения потребителей. На рынке дифференцированной продукции важно учитывать издержки конверсии - единовременные затраты покупателя, связанные с заменой поставщика (например, при смене технологии производства - это затраты на приобретение нового технологического оборудования, переобучение персонала, риск приостановки производства).
· потребность в капитале. Для вступления в отрасль требуются значительные начальные инвестиции - для организации производства, создания каналов распределения продукции и пр.
· прочие барьеры - патентованная технология и Know-How, доступ к ресурсам на благоприятных условиях, выгодное местоположение, опыт, каналы распространения продукции, государственный протекционализм.
Кроме барьеров входа потенциальные конкуренты должны учитывать и барьеры выхода, т.е. возможные потери, которые они понесут при неудачном входе на рынок - издержки конверсии (Sunk Costs - осевшие затраты при ликвидации предприятия).
2. Количество покупателей.
Для всех рассматриваемых моделей рынка принимается многочисленным.
Особый случай – это монопсония, в которой множество продавцов (производителей) предлагают товар одному покупателю.
3. Тип продукта (стандартный или дифференцированный).
Предопределяет характеристики спроса на продукцию. На одних рынках реализуемая продукция воспринимается покупателями как стандартная, несмотря на возможные ее различия. На других покупатели рассматривают продукцию как дифференцированную. При этом дифференцированная продукция может восприниматься покупателями как товары-заменители.
4. Цели продавцов (производителей).
Во всех анализируемых структурах предполагается, что производители преследуют единственную цель получения максимальной прибыли.
Экономическая прибыль (рента) – разность совокупного дохода и суммы явных и неявных издержек.
Нормальная прибыль по своей экономической природе представляет собой цену выбора данного бизнеса (opportunity costs). Нормальная прибыль не может быть меньше упущенной выгоды, которую предприниматель мог бы получить при наилучшей из альтернатив использования своих предпринимательских усилий и вкладываемого в бизнес капитала.
Экономическая прибыль, если она положительная, является стимулом к вступлению в отрасль новых конкурентов. Если экономическая прибыль фирмы отрицательная (при этом хозяйственная прибыль может быть и положительной, т.е. по бухгалтерским отчетам фирма не является убыточной, фирма стремится покинуть отрасль.
В дальнейшем под прибылью фирмы будем понимать именно экономическую прибыль.
Характеристика основных моделей рынка
Характерис-тика рынка | Конкурентные структуры рынка |
Чистая конкуренция | Монополис-тическая конкуренция | Олигополия | Монополия |
Количество продавцов | Очень много | Много | Несколько | Один |
Количество покупателей | Много |
Тип продукта | Стандартный | Дифференци-рованный | Стандартный и дифференци-рованный | Уникальный без заменителей |
Цели производителей | Максимизация прибыли |
Барьеры входа | Отсутствуют | Незначитель-ные | Существенные | Вход блокирован |
Влияние производите-ля на цены | Отсутствует | Ограниченное | Ограниченное | Значительное |
|