Поведение предприятия в условиях монопольного рынка
Монополия – это такая структура рынка, на котором один производитель производит однородный, стандартный продукт, не имеющий близких заменителей, и продает его множеству разнородных покупателей.
Монополия возникает в ситуации, когда в силу различных причин на рынке существует единственный производитель, способный удовлетворить рыночный спрос.
Другая особенность – множество обособленных потребителей товара, которые выступают в роли конкурентов. Вследствие большого числа потребителей ни один из них не оказывает существенного влияния на рыночную цену, и каждый вынужден подстраивать свой спрос под цену предлагаемую монополистом.
Причины образования монополий:
Принятый в экономике хозяйственный механизм. Для централизованно управляемой экономики монополия естественное состояние отрасли. Народное хозяйство как единая фабрика работающая по единому плану. Наличие нескольких производителей усложняет процессы планирования и управления. Большую роль играет эффект специализации и концентрации производства. Это, однако, не свидетельствует о недостатках самой системы, поскольку монополизм выступает следствием, а не причиной. В такой экономической системе действуют иные экономические механизмы. Цены как рыночные стимулы и прибыль как основная цель деятельности организаций здесь не играют существенной роли.
Для рыночной экономики - это значительные барьеры входа в отрасль. При отсутствии этих барьеров (чистая конкуренция) другие производители, ориентируясь на экономическую прибыль монополиста, стремились бы войти в отрасль тем самым создавая конкурентную среду.
Спрос на продукт монополиста - кривая рыночного спроса, поскольку монополист полностью охватывает весь рынок продукта монополиста.
Рассматривается характер изменения спроса цены и предельного дохода на монопольном рынке. Предположим для простоты, что спрос описывается линейной зависимостью вида
поскольку монополист ориентируется на рыночный спрос.
Монополист устанавливает цены, опираясь на рыночный спрос
Тогда доход монополиста определяется следующим выражением
Графики показателей валового дохода и издержек на монопольном рынке приведены на рис.
Средний доход монополиста определяется выражением
а предельный доход монополиста равен
Следовательно, предельный доход представляет собой прямую линию.
Поскольку монополист стремится максимизировать прибыль, то
т.е. он устанавливает объем производства из условия равенства предельного дохода и предельных издержек.
Об установлении цен по ПРАВИЛУ БОЛЬШОГО ПАЛЬЦА см. Лекция ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ.
Изъятие потребительского излишка монопольной фирмой
Прибыль монопольной фирмы – P*EAB.
Если бы фирма имела возможность устанавливать на каждую единицу товара свои цены, то она могла бы полностью захватить потребительский излишек.
ПРИМЕРЫ (аукционы).
ЦЕНОВАЯ ДИСКРИМИНАЦИЯ - установление различных цен на один и тот же товар с целью извлечения дополнительной прибыли.
Примеры
Цена пачки сигарет и блока сигарет из 10 пачек.
Цена междугородных переговоров первых двух и последующих минут.
Тарифы на электроэнергию.
ВИДЫ ценовой дискриминации
Диверсификация цен в соответствии с потребляемым количеством первый блок самые высокие цены последующие блоки последовательное снижение цен
Объем производства определяется точкой пересечения среднего дохода спрос и средних издержек.
Это серьезный аргумент в защиту ценовой дискриминации, хотя прибыль фирмы при этом возрастает.
Дифференциация цен на различных сегментированных рынках
Особенность рынка – он хорошо сегментирован, причем в различных сегментах имеет место разная эластичность
УСЛОВИЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ЦЕНОВОЙ ДИСКРИМИНАЦИИ
Ø Наличие у фирмы монопольной власти, т.е. способности влиять на цену. Монопольной рыночной властью обладают не только монопольные рынки, но и рынки любой несовершенной конкуренции.
Ø Отсутствие возможности перепродажи товаров. Для этого вводятся формальные ограничения (дешевые билеты на дневные спектакли не могут использоваться вечером при повышенных тарифах), или перепродажа нецелесообразна из экономических соображений (высокие издержки перепродажи делают невыгодным этот бизнес).
Другие виды ценовой дискриминации по времени:
Ø Высокие цены при ажиотажном спросе
Ø Высокие цены на первые партии новых товаров (цена снятия сливок). Например: бытовая электроника для определенных категорий покупателей.
В долгосрочном аспекте монополист ведет себя также как в краткосрочном периоде, стремится удержать монопольную прибыль. Монопольная прибыль может существенно превышать нормальную прибыль. Монополист получает сверхприбыль. Такое положение может быть достаточно длительным, поскольку в отрасли действуют высокие барьеры входа.
Монополист за счет больших объемов обеспечивает низкие издержки. Для вхождения в отрасль необходимо организовать производство в значительных объемах, что отпугивает новых производителей.
Учитывая НЕГАТИВНЫЕ социальные и экономические последствия монополии, государство обязано контролировать деятельность монополистических фирм.
Закон РФ О конкуренции от 20.03.91.
ДОМИНИРУЮЩЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ - исключительное положение хоз. субъекта или нескольких хоз. субъектов на рынке товара, не имеющего заменителя, либо взаимозаменяемых товаров, дающее ему возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара или затруднять доступ на рынок другим хоз. субъектам. Доминирующим признается положение хоз. субъекта, доля которого на рынке составляет 65% и более или иных условий установленных антимонопольным органом. Доминирующим не может признаваться положение субъекта, доля которого на рынке менее 35%.
МОНОПОЛИСТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - противоречащие антимонопольному законодательству действия бездействие направленные на недопущение ограничение или устранение конкуренции.
Ø Злоупотребление хоз. субъектом доминирующим положением на рынке, изъятие товаров из обращения для поддержания дефицита, навязывание условий договора, создание препятствий к выходу на рынок, нарушение установленных нормативными актами порядка ценообразования, установление монопольно высоких низких цен, сокращение производства товаров при наличии безубыточной возможности их производства.
Ø Соглашения - согласованные действия хоз. субъектов ограничивающие конкуренцию.
Ø Акты и действия органов гос. власти и управления направленные на ограничения конкуренции
Ограничения монопольных цен.
Установление нормативными актами фиксированных цен по принципу “ИЗДЕРЖКИ+”.
|