Поведение предприятия на рынках монополистической конкуренции и олигополии

МОНОПОЛИСТИЧЕСКАЯ КОНКУРЕНЦИЯ - это структура рынка, на котором множество продавцов предлагают ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЕ продукты.

ВИДЫ дифференциации продуктов

Ø КАЧЕСТВО продукта. Продукты, реализуемые на рынке, могут отличаться по функциональным характеристикам, дизайну, материалам, надежности работы и т. п.

Ø УСЛУГИ, связанные с продажей и послепродажным обслуживанием

Ø КАНАЛЫ СБЫТА - различия в размещении и доступности товара для покупателя. Пример: мелкие магазины, расположенные ближе к конечному потребителю, могут успешно конкурировать с супермаркетами, где предлагается широкий ассортимент товаров, продаваемых по более низким ценам.

Ø НЕОСЯЗАЕМЫЕ отличия - результат рекламной деятельности (упаковки товаров, престиж торговой марки, торговых знаков, имидж производителя).

ХАРАКТЕРИСТИКА ОТРАСЛИ

На рынке действует относительно большое число фирм, которые имеют небольшие доли рынка до 10%. Товар каждой фирмы является несовершенным заменителем товаров, реализуемых другими фирмами

При выборе объемов продаж и цен на товары фирма не считается с реакцией своих конкурентов. Поскольку на рынке действует большое число продавцов, изменение объемов продаж одного из них незначительно сказывается на продажах других фирм.

На рынке есть условия свободного входа и выхода, незначительные рыночные барьеры

СЛЕДСТВИЕ

Из-за продуктовых различий товаров, предлагаемых разными фирмами, общий спрос распределяется между МОНОПОЛЬНЫМИ МИКРОРЫНКАМИ. Для каждого продавца спрос на продукцию характеризуется отрицательным наклоном.

На каждом микрорынке фирма ведет себя как монополист, выбирая объем производства и цену на основе равенства предельных издержек и дохода.

Социальные издержки монополистической конкуренции - снижение потребительского излишка за счет высоких издержек и цен по сравнению с совершенной конкуренцией. Если бы фирма производила стандартные товары, издержки были бы ниже, а потребительский излишек больше. Однако для стандартного товара рыночный спрос был бы ниже. Люди не хотят одеваться в одинаковые костюмы, пить один сорт кофе и т. п.

Монополистическая конкуренция стимулирует спрос, повышая тем самым величину потребительской выгоды, несмотря на дополнительные издержки и более высокие цены.

На рынке монопол. конкуренции фирмы для увеличения объемов продаж чаще ведут неценовую конкуренцию - улучшение качества разработка новых товаров сервис и т. п., чем на понижении цен.

Улучшение качества товара может позволить отдельной фирме извлекать прибыль пока эти улучшения не скопированы конкурентами. При улучшении товара фирма проводит рекламную кампанию с целью информировать покупателя о нововведении.

В отличие от рынка совершенной конкуренции, где фирмам нет стимула нести издержки на рекламу, на рынке монопол. конкуренции реклама играет существенную роль.

Доводы в ПОЛЬЗУ рекламы

¨ Реклама предоставляет покупателю информацию, необходимую для разумного потребительского выбора

¨ Реклама поддерживает (финансирует) национальные СМИ.

¨ Реклама стимулирует нововведения, требует наличия в товарах уникальных, полезных качеств

¨ Реклама стимулирует конкуренцию

¨ Реклама, стимулируя спрос, способствует повышению занятости

Доводы против рекламы:

¨ Давление на покупателя, поскольку часто реклама не информирует, а убеждает

¨ Расходы на рекламу являются непроизводительными, отвлекают значительные ресурсы общества

¨ Большая часть рекламы имеет тенденцию к самонейтрализации

ОЛИГОПОЛИЯ – это рыночная структура, при которой несколько независимых производителей продавцов удовлетворяют спрос множества покупателей.

ХАРАКТИРИСТИКА ОТРАСЛИ

· На рынке доминирует несколько продавцов (2-3), удерживающих значительную долю рынка (70-80%), причем каждый из которых имеет более 10% рынка

· Остальная часть рынка делится среди множества мелких продавцов

· Появление новых продавцов в отрасли затруднено или невозможно

ПО ТИПУ ТОВАРА различают ДВА вида олигополии

· ЧИСТАЯ ОЛИГОПОЛИЯ - фирмы предлагают однородные продукты. Цена на рынке единая. Пример - рынок товаров химической промышленности

· ДИФФИРЕНЦИРОВАННАЯ ПО ТИПУ ПРОДУКТА ОЛИГОПОЛИЯ. Производство разнообразной продукции одного функционального назначения. Цена распределяется между ЦЕНОВЫМИ КЛАСТЕРАМИ – группами товаров и соответствующими группами цен на однотипные, но не однородные товары. Например, цены на различные классы автомобилей.

Следовательно, ряд крупных фирм отрасли могут оказывать влияние на цену, благодаря относительно большим долям в общем объеме продукции отрасли. Эти фирмы обладают МОНОПОЛЬНОЙ РЫНОЧНОЙ ВЛАСТЬЮ.

Однако фирмы отрасли сознают свою взаимозависимость. Изменение цен и объемов продаж одной фирмы оказывает влияние на прибыли других фирм. Поэтому решения в области цен и объемов производства маркетинговой стратегии одной фирмы зависят от решений, которые принимаются в этой сфере друг ими производителями.

ВИДЫ ЦЕНОВЫХ СТРАТЕГИЙ на олигополистическом рынке.

¨ При отсутствии сговора

¨ При наличии сговора

¨ При доминировании на рынке одного производителя

При отсутствии сговора

Фирмы отрасли, понимая свою взаимозависимость, в ценовой политике ориентируются на реакцию конкурентов.

Пример, иллюстрирующий взаимозависимость: Дилемма заключенного.

Если обе фирмы придерживаются высоких цен (P=10), то получают равные доходы 500 у.е. Если одна из них устанавливает низкие цены (P=6), а другая оставляет высокие, то доходы перераспределяются.

Доход А при ценах

Высокие цены

Низкие цены

Доход В

при ценах

Высокие цены

500/500

540/400

Низкие цены

400/540

420/420

Расчет

Объемы продаж в натур. ед.

Объемы продаж в у.е.

50

90

70

500

540

420

Фирма А

50

40

70

500

400

420

Фирма В

ЦЕНОВАЯ ВОЙНА (Price War) - цикл последовательных уменьшений цены фирмами, соперничающими на олигополистическом рынке. Снижение прибылей продавцов, выгода для покупателей.

ЛОМАНАЯ КРИВАЯ СПРОСА для олигополистической фирмы

При отсутствии сговора возможны два вероятных предположения о поведении конкурентов

1. Если одна из фирм снижает цены на свой товар с целью расширения объемов продаж, то другие конкуренты также снижают цены. Поэтому фирма сталкивается с неэластичным участком кривой спроса участок

2. При увеличении цен на товар одной из фирм, другие фирмы не изменяют цены. Фирма сталкивается с эластичным участком кривой спроса участок

При наличии сговора

Фирмы, понимая свою взаимозависимость, могут вступить в КООПЕРАЦИЮ путем объединения своих ресурсов для совместного закрепления на рынке

Формы кооперации

Ø СЛИЯНИЕ И ПОГЛОЩЕНИЕ.

Ø Картельные соглашения. КАРТЕЛЬ - формальные соглашения об объемах производства и продаж, единых ценах каналах распределения продукции. ПРИМЕР международный картель ОПЕК на рынке нефти и нефтепродуктов

Ø НЕГЛАСНЫЕ СОГЛАШЕНИЯ

При доминировании на рынке одного производителя

Фирмы, удерживающие значительную долю рынка, занимая лидирующее положение и пользуясь своими преимуществами (научно-производственный потенциал, финансовые или иные преимущества), ведут независимую политику.