2. Состав и структура расходов федерального бюджета.

Классификация расходов федерального бюджета РФ приведена на Рис.1

Расходы федерального бюджета РФ

По роли в процессе воспроизводства

По функциональному назначению

Затраты, связанные с финансированием материального проиводства

Затраты, связанные с содержанием непроизводственной сферы

Финансирование народного хозяйства

Финансирование социально культурных мероприятий

Финансирование обороны страны

Содержание аппарата управления

Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности

Фундаментальные исследования и содействие НТП

Расходы на обслуживание государственного долга

Рис.1

Каждая группа расходов функционального назначения делится по ведомственному признаку.

Все расходы бюджета состоят из текущих расходов и затрат капитального характера.

Текущие расходы включают закупки товаров и услуг, оплату труда государственных служащих, начисления на заработную плату, платежи по внутренним займам и государственному внешнему долгу и др.

Капитальные расходы включают капитальные вложения в основные фонды, капитальное строительство, капитальный ремонт.

В условиях рынка резко сокращаются бюджетные ассигнования на народное хозяйство, прежде всего на централизованные капитальные вложения.

Осуществление расходов бюджета производится путем бюджетного финансирования, основными принципами которого являются:

·достижение максимального эффекта при минимуме затрат;

·целевой характер использования бюджетных ассигнований;

·предоставление бюджетных средств в меру выполнения производственных показателей и с учетом использования ранее отпущенных ассигнований;

·безвозвратность бюджетных ассигнований.

В области расходов бюджета имеют место серьезные недостатки. Поэтому основными задачами в области государственных расходов можно считать следующее:

·сокращение числа федеральных целевых программ для обеспечения концентрации бюджетных средств на наиболее эффективных и социально-значимых проектах;

·снижение расходов на содержание госаппарата;

·продолжение децентрализации инвестиционного процесса с расширением практики государственно-коммерческого финансирования проектов;

·повышение эффективности использования ассигнований на национальную оборону и оборонный комплекс;

·снижение дотаций отдельным отраслям;

·усиление контроля за использованием бюджетных средств;

·приоритетное финансирование расходов на науку, культуру, медицину, образование.