2. Бюджетный федерализм
Бюджетный федерализм представляет собой бюджетные взаимоотношения Центра и регионов. Это наиболее сложная проблема в бюджетном устройстве.
В соответствии с законодательством РФ доходная часть Территориальных бюджетов должна состоять из закрепленных и регулируемых доходов, дотаций и субвенций, кредитных ресурсов.
Закрепленные доходы - это доходы, полностью поступающие в соответствующие бюджеты. Например, в настоящее время за бюджетами субьектов федерации закреплен налог на имущество предприятий, за местными бюджетами - налог на имущество физических лиц.
Регулирующие доходы - средства, передаваемые из вышестоящего звена бюджетной системы нижестоящему бюджету сверх закрепленных доходов для покрытия его расходов. Они зачисляются в соответствующие бюджеты исходя из размеров процентных отчислений, устанавливаемых при утверждении вышестоящих бюджетов.
Дотации - средства, передаваемые из вышестоящего бюджета в твердой сумме для сбалансирования нижестоящих бюджетов при их дефиците.
Субвенции - средства, передаваемые из вышестоящего бюджета нижестоящим бюджетам на финансирование строго целевого мероприятия. Например, субвенции г. Москве для осуществления его функций столицы и др.
Кредитные резервы - средства, передаваемые на кредитной основе, т.е. они должны быть возвращены через определенный срок с процентами или без них.
В 1997г был введен новый механизм межбюджетных отношений, при котором основным регулятором их стал выступать Целевой фонд финансовой поддержки регионов. Средства фонда распределяются для всех регионов по единому принципу.
Из фонда финансовой поддержки субьектов Федерации оказывается помощь тем субьектам, в которых среднедушевой доход по бюджету за предыдущий год ниже, чем в среднем по Российской Федерации и у которых собственных доходов и дополнительных средств, полученных из федерального бюджета, недостаточно для финансирования текущих расходов (субьекты Федерации, особо нуждающиеся в поддержке).
Регионы, получившие помощь из федерального бюджета должны представлять в Минфин РФ подробные данные о расходах и доходах своих бюджетов и внебюджетных фондов. Это осуществляется в целях контроля целесообразности произведенных расходов.
Трансферты регионам перечисляются ежемесячно исходя их фактических поступлений налогов в федеральный бюджет, а также с учетом удельного веса каждого региона, в зависимости от статуса в Фонде финансовой поддержки.
Помимо трансфертов сохранился порядок выделения регионам бюджетных ассигнований на капитальные вложения для осуществления федеральных целевых программ и на иные мероприятия, согласованные на федеральном уровне.
Сегодня крайне актуальна проблема расширения собственной доходной базы бюджетов регионов и особенно местных органов самоуправления. В настоящее время расходы отдельных звеньев бюджетной системы в основном финансируются из федерального бюджета (оборона, финансирование государственных программ и т.п.).
Для совершенствования межбюджетных отношений необходимо:
·не предоставлять финансовую помощь субьектам Федерации, имеющим превышение собственных доходов над расходами;
·оказывать поддержку субьектам Федерации таким образом, чтобы не лишать их стимулов к развитию собственных доходных источников;
·упорядочить сумму группировки территорий по экономическим районам с учетом их экономического потенциала и природных условий;
·создать эффективный механизм предоставления инвестиций для выравнивания уровней социально-экономического развития регионов.
Расходы бюджетов всех уровней подразделяются на расходы, включенные в бюджет текущих расходов и бюджет развития.
В бюджет развития входят ассигнования на финансирование инвестиционной и инновационной деятельности и др. Затраты, связанные с расширенным воспроизводством.
Бюджеты всех уровней должны быть сбалансированы. При наличии дефицита - первоочередному финансированию подлежат расходы, включаемые в бюджет текущих расходов.
Для сбалансированности бюджетов органы власти могут установить предельные размеры дефицита бюджета.
Если в ходе исполнения бюджета происходит превышение предельного уровня дефицита или значительное снижение поступлений доходов бюджета, то вводится механизм секвестра расходов, т.е. пропорциональное снижение государственных расходов (на 5, 10, 15%) ежемесячно по всем статьям бюджета в течении оставшегося времени текущего финансового года. Однако, секвестру не подлежат защищенные статьи (зарплата с учетом взносов на социальное страхование и отчислений в Гос. Фонд занятости населения, стипендии, государственные пособия, приобретение медикаментов и т.п.).
Покрытие дефицита бюджета происходит также за счет выпуска государственных займов или использования кредитных ресурсов.
|