Атеистическо-материалистическое направление философии французского Просвещения XVIII в.
1. Общее понятие атеизма, материализма, атеистическо-материалистической философии.
Атеизм – направление в философии, сторонники которого полностью отрицают существование Бога в каких-либо его проявлениях, а также религию.
Материализм – направление в философии, не признающее самостоятельного идеального (духовного) начала в сотворении и бытии окружающего мира и объясняющее окружающий мир, его явления, человека с точки зрения естественных наук.
Атеистическо-материалистическая философия была распространена во Франции XVIII в., накануне и во время Великой французской революции.
Ее видными представителями являлись Мелье, Ламетри, Дидро, Гельвеций, Гольбах.
2. Философия Мелье.
Жан Мелье (1664 – 1729) – священник по профессии, в процессе жизни пришедший к полному отрицанию Бога и религии (атеизму), философ-материалист:
-
не допускал существования ничего сверхъестественного (в том числе и Бога);
-
не верил в наличие идей, обособленных от материи, бессмертие души;
-
считал, что весь окружающий мир состоит из особой субстанции – материи;
-
материя является первопричиной всех вещей, всего сущего, она вечна, несотворима, реально существует, изменяется и постоянно развивается благодаря заложенному в ней самой свойству – движению;
-
материя состоит из мельчайших частиц, в результате комбинации которых образуются вещи;
-
познание – отражение материи самой материей;
-
источником большинства знаний являются чувства;
-
причиной социальных антагонизмов видел частную собственность, которая возникла «по злой воле» некоторых лиц, желающих избавиться от физического труда;
-
выступал за свержение абсолютизма, ликвидацию существующего государства и частной собственности;
-
в качестве общества будущего видел союз братских общин, члены которых равны, вместе живут, вместе занимаются производительным трудом, равномерно делят полученные доходы и радуются жизни.
За социально-политические взгляды Мелье зачастую относят к социалистам-утопистам, первым коммунистам.
3. Философия Ламетри.
Жюльен Ламерти (1709 – 1751) также выступал с атеистически-материалистических позиций:
-
полностью отвергал идеализм и теологию;
-
считал окружающий мир совокупностью различных проявлений единственной субстанции – материи, которая несотворима, вечна, бесконечность;
-
душа, сознание, чувства, по Ламетри, имеют естественное происхождение, являются свойствами материи;
-
поскольку материя самодостаточна, то нет вечной необходимости в Боге;
-
выступал за полную познаваемость мира, причем главную роль в познании отводил органам чувств;
-
был утилитаристом – считал, что смысл жизни человека – личное счастье;
-
считал частную собственность гарантией свободы человека;
-
идеалом государства видел «просвещенный абсолютизм».
4. Философия Дидро.
Дени Дидро (1713 – 1784) – один из самых выдающихся французских философов-материалистов. Дидро внес большой вклад в Просвещение, выдвинув идею создания «Энциклопедии наук, искусств и ремесел». «Энциклопедия» была свободна от религиозных предрассудков и содержала основы ведущих наук, искусства и знания в области производства, закладывала основы буржуазного мировоззрения. В ее создании принимали участие ведущие философы эпохи – современники Дидро: Вольтер, Монтескье, Кондильяк, Гольбах и др. На создание «Энциклопедии» ушло свыше 20 лет.
Философские взгляды Дидро близки к взглядам других французских просветителей-материалистов:
-
признавал материю единственно существующей субстанцией, проявлением которой считал все единичные вещи;
-
движение объяснял таким свойством материи, как разнородность (взаимодействие бесчисленного множества разнородных частей материи приводит к движению);
-
отвергал духовное начало мироздания, считал сознание свойством материи;
-
в основе общества и государства видел «общественный договор», исходя из которого, отрицал божественность власти короля и феодалов;
-
идеалом государства считал «просвещенную монархию», а экономики – разделенную разумно, с учетом интересов большинства частную собственность.
5. Значение философии французских философов-материалистов.
Сходные взгляды имели такие философы – просветители, как Гольбах (1723 – 1789) и Гельвеций (1715 – 1771).
Значение деятельности французских философов атеистическо-материалистического направление для философии и для общества в целом в том, что они:
-
четко выделили два ведущих философских направлениях – материализм и идеализм («линию Демокрита» и «линию Платона»);
-
освободили философию от многих религиозных предрассудков;
-
дали более реалистическое определение субстанции – материя;
-
выдвинули идею (распространенную в настоящее время) о сознании как свойстве материи отражать саму себя;
-
подвергли критике доопытное, сверхчувственное («чистое») знание;
-
обосновали и распространили теорию материалистического сенсуализма (в основе познания лежат чувственные ощущения);
-
выдвинули идею о том, что все единичные вещи являются различными комбинациями микрочастиц;
-
обратили внимание на движение не как на сверхъестественное явление, а как на свойство материи;
-
обосновали идеи социальной справедливости;
-
идеологически подготовили Великую французскую революцию.