Немецкая философия XIX в. как явление мировой философии, ее основные направления и идеи

1. Уникальность немецкой философии XIX в., ее заслуги перед мировой философией.

Немецкая философия XIX в. – уникальное явление мировой философии. Уникальность немецкой философии в том, что за суть более чем 100 лет ей удалось:

  • глубоко исследовать проблемы, веками мучающие человечество, и прийти к таким выводам, которые определили все будущее развитие философии;
  • совместить в себе почти все известные в тот период философские направления – от субъективного идеализма до вульгарного материализма и иррационализма;
  • открыть десятки имен выдающихся философов, которые вошли в «золотой фонд» мировой философии (Кант, Фихте, Гегель, Маркс, Энгельс, Шопенгауэр, Ницше и др.).

2. Основные направления немецкой философии XIX в.

В целом в немецкой философии XIX в. можно выделить следующие основные направления:

  1. немецкая классическая философия (первая половина XIX в.);
  2. материализм (середина и вторая половина XIX в.);
  3. иррационализм (вторая половина и конец XIX в.), «философия жизни».

3. Общее понятие немецкой классической философии.

Немецкая классическая философия получила особое распространение в конце XVIII – первой половине XIX вв. Ее основу составило творчество пяти наиболее выдающихся немецких философов того времени:

  • Иммануила Канта (1724 – 1804);
  • Иоганна Фихте (1762 – 1814);
  • Фридриха Шеллинга (1775 – 1854);
  • Георга Гегеля (1770 - 1831);
  • Людвига Фейербаха (1804 - 1872).

В немецкой классической философии были представлены три ведущих философских направления:

  • объективный идеализм (Кант, Шеллинг, Гегель);
  • субъективный идеализм (Фихте);
  • материализм (Фейербах).

Немецкая классическая философия разработала несколько общих проблем, что позволяет говорить о ней как о целостном явлении. Она:

  • повернула внимание философии от традиционных проблем (бытие, мышление, познание и др.) к исследованию человеческой сущности;
  • особое внимание уделила проблеме развития;
  • значительно обогатила логико-теоретический аппарат философии;
  • взглянула на историю как целостный процесс.

4. Основные идеи ведущих представителей немецкой классической философии.

  • Основоположником немецкой классической философии считается Иммануил Кант (1724 – 1804). Иммануил Кант:
  • дал объяснение возникновению Солнечной системы в силу естественных причин на основе законов Ньютона – из вращающейся туманности разряженных в пространстве частиц материи;
  • выдвинул теорию о наличии границ познавательной способности человека и невозможности познать внутреннюю сущность вещей и явлений окружающего («вещей в себе»);
  • выдвинул учение о категориях – основополагающих, предельно общих понятиях, которыми оперирует философия;
  • сформулировал моральный закон («категорический императив»);
  • выдвинул идею о «вечном мире» в будущем, основанном на экономической неэффективности войны и ее правовом запрете.

Георг Гегель (1770 – 1831) отождествил бытие и мышление, выдвинул учение об абсолютной идее, независимой от сознания и являющейся первопричиной всего сущего, материального мира, и тем самым глубоко обосновал концепцию объективного идеализма, распространенную в ряде стран Запада.

Исключительная заслуга Гегеля перед философией – разработка диалектики – учения о всеобщем развитии, его основных законов и принципов.

Иоган Фихте (1762 – 1814), наоборот, внес большой вклад в разработку концепции субъективного идеализма, согласно которой единственной и главной реальностью для человека является он сам, его сознание (так называемая «Я – концепция»).

Фридрих Шеллинг (1775 – 1854) глубоко обосновал понимание природы с позиций объективного идеализма, выдвинул идею, согласно которой свобода и правовой строй изначально заложены в природе.

Людвиг Фейербах (1804 - 1872) был представителем материалистического направления в немецкой классической философии. Фейербах подверг критике идеализм и выдвинул целостную и последовательную материалистическую картину мира. В своей философии Фейербах выступал как полный атеист, доказывал отсутствие Бога, его искусственность, выдуманность людьми, перенесением на личность Бога нереализованных человеческих идеалов.

5. Общее понятие и основные направления немецкого материализма XIX в.

Другим направлением немецкой философии XIX в. наряду с немецкой классической философией был материализм, получивший широкое распространение во второй половине XIX в.

Немецкий материализм XIX в. представлен главным образом:

  • философией Людвига Фейербаха;
  • марксистской философией;
  • творчеством вульгарных материалистов.

Атеистическая и материалистическая философия Людвига Фейербаха причисляется как к немецкой классической философии, так и материализму. Это справедливо, так как философия Фейербаха завершила немецкую классическую философию и заложила основы немецкого материализма XIX в., явилась водоразделом между ними.

6. Общее понятие и основные идеи марксистской философии.

Классический материализм XIX в. представлен марксизмом, комплексным учением, в состав которого входили:

  • марксистская философия;
  • политэкономия (экономическое учение);
  • научный коммунизм (социально-политическая теория).

Основателями марксизма были немецкие ученые и философы Карл Маркс (1818 – 1883) и Фридрих Энгельс (1820 – 1895).

Марксистская философия:

  • выдвинула последовательно-материалистическую картину мира;
  • показала роль экономики, производства для материального и общественного бытия;
  • осмысливала философские проблемы с позиций диалектики (диалектического материализма);
  • рассматривала историю как целенаправленный и закономерный процесс (исторический материализм);
  • дала подробную картину возникновения человека, общества, государства;
  • выступала с атеистических позиций.

7. Общее понятие и основные идеи вульгарного материализма.

Разновидностью немецкого материализма XIX в. был вульгарный материализм. Вульгарные материалисты – Фохт, Бюхнер, Молешотт – смотрели на проблемы человека, окружающего мира, познания исключительно с позиций естественных наук (физики, химии, биологии). В частности, они:

  • механически переносили законы природы (поведение, организацию жизни животных, естественный отбор, борьбу за существование) на человеческое общество (социальный дарвинизм); отрицали идеальное, идеальность сознания;
  • рассматривали деятельность сознания как физиологический процесс («мозг выделяет мысль, как печень – желчь»).

8. Иррационализм, «философия жизни».

Во второй половине XIX в. особое распространение в Германии получили идеи иррационализма.

Иррационализм – направление в философии, отрицавшее объективные законы бытия и истории, диалектику, воспринимавшее окружающий мир и историю как хаос, цепь случайностей.

Основоположником иррационализма считается Артур Шопенгауэр (1788 – 1860). В целом философия Шопенгауэра наполнена пессимистическим духом, неверием в возможности человека влиять на окружающий мир и собственную жизнь.

Близкой к иррационализму является «философия жизни», которая ставит в центр внимания не отвлеченные понятия – бытие, идея, материя и т.д., а бытие человека в мире – то есть жизнь, единственную реальность для человека.

Одним из основоположников «философии жизни» являлся Фридрих Ницше (1844 – 1900). В частности, им были выдвинуты идеи о возможности человека полностью влиять на свою судьбу, движущих силах человеческого поведения («воля к жизни», «воля к власти» - экспансия своего «Я»), иллюзорности, неактуальности Бога («Бог умер»).

В будущем «философия жизни» легла в основу популярных современных философских направлений – прагматизма и экзистенциализма.