Философия Людвига Фейербаха – завершение периода немецкой классической философии, начало перехода к материализму
1. Общее понятие философии Л. Фейербаха, ее значение.
Философия Людвига Фейербаха (1804 – 1872) считается завершающим этапом немецкой классической философии, видными представителями которой были Кант, Гегель, Шеллинг и Фихте, и началом материалистической эпохи в немецкой и мировой философии.
Главное направление философии Фейербаха – критика немецкого классического идеализма и обоснование материализма.
Материализм как направление философии возник задолго до Фейербаха (Древняя Греция – Демокрит и Эпикур; Англия нового времени – Бэкон, Локк; Франция – просветители-материалисты), однако указанные материалистические философские школы были, главным образом, внутренним национальным явлением своего времени и отличались непоследовательностью и противоречиями, находились под сильным влиянием теологии, искали компромисс между материалистическими идеями и существованием Бога (формой подобного компромисса был, в частности, деизм).
Философия Людвига Фейербаха стала первым случаем глубоко последовательного материализма, основными чертами которого были:
-
полный разрыв с религией (атеизм) и освобождение от многовекового религиозного влияния;
-
попытка объяснить Бога и религию с материалистической точки зрения, исходя из человеческой природы;
-
материалистическое, с учетом новейших достижений науки объяснение проблем окружающего мира и человека;
-
большой интерес к социально-политическим вопросам;
-
убеждение в познаваемости окружающего мира.
Философия Фейербаха стала водоразделом между немецкой классической философией и немецким материализмом XIX в., предтечей марксизма. Сформировавшаяся под большим влиянием философии Фейербаха марксистская философия (К. Маркс, Ф. Энгельс) вышла за национальные рамки Германии и стала общемировой философией, особенно популярной в середине и конце XIX – первой половине ХХ вв. В ряде стран, пошедших по коммунистическому пути развития (СССР, Китай, Восточная Европа, некоторые страны Азии и Африки), материалистическая философия (выросшая на основе философии Фейербаха, Маркса, Энгельса и др.) стала официальной и общеобязательной.
2. Критика Фейербахом гегелевской философии.
Ранний период философии Фейербаха характерен критикой идеалистической философии, особенно Гегеля. Так, Фейербах:
-
отвергает идею тождества бытия и мышления;
-
не признает наличия абсолютной идеи – самостоятельной субстанции и первопричины материального мира;
-
логически доказывает невозможность отчуждения (превращения) абсолютной идеи в материальный мир – окружающий мир очевиден и осязаем, в то время как абсолютная идея – лишь догадка разума, выдумка Гегеля;
-
не признает единства философии и религии;
-
отвергает диалектику (ошибка Фейербаха).
Философию Гегеля Фейербах считает искусственной, подверженной предрассудкам, обращенной в прошлое, не соответствующей новейшим достижениям науки.
3. Антропология Фейербаха.
В противовес объективному идеализму Гегеля Фейербах выдвинул теорию антропологического материализма. Суть этой теории в том, что:
-
единственно существующими реальностями являются природа и человек;
-
человек является частью природы;
-
человек есть единство материального и духовного;
-
человек должен стать главным интересом философии;
-
идея существует не сама по себе, а есть продукт сознания человека;
-
Бога как отдельной и самостоятельной реальности не существует; Бог – плод воображения человека;
-
природа (материя) вечна и бесконечна, никем не сотворима и никем не уничтожима;
-
все, что нас окружает (предметы, явления), - различные проявления материи.
4. Проблема Бога в философии Фейербаха.
Особое место в философии Фейербаха занимает проблема Бога. В отличие от прежних философов-материалистов, искавших компромисс между своими материалистическими взглядами и идей существования Бога, - деистов и др., Фейербах:
-
выступает с атеистических позиций;
-
тесно увязывает проблему Бога с антропологией;
-
Можно выделить следующие основные положения атеистическо-антропологической теории Л.Фейербаха:
-
Бога как самостоятельной реальности нет;
-
Бог – порождение сознания человека;
-
религия – глубоко разработанная мифологически-фантастическая идеология и не имеет ничего общего с реальностью;
-
распространение религии стало возможным благодаря невежеству человека, его тяжелым жизненным условиям;
-
корни религии – в чувстве бессилия человека перед внешним миром, его зависимости от него и незащищенности;
-
мысль о Боге – сверхсильном разумном существе – утешает человека, притупляет его страх и аффекты;
-
Бог – идеальный образ человека, созданный человеком, это то, чем хотел бы себя видеть человек;
-
Бог в действительности не является творцом, Он – творение человека, его разума, в то время как истинный творец (а не творенье) – человек.
5. Гносеология Фейербаха.
Также Л. Фейербахом были затронуты вопросы познания (гносеология).
Фейербах был оппонентом И. Канта, который выдвинул теорию об ограниченных познавательных способностях разума человека и непознаваемости внутренней сущности вещей и явления окружающего мира (агностицизм). Наоборот, согласно Фейербаху окружающий мир познаваем, а познавательные возможности разума безграничны. Однако безграничность возможностей познания разума наступает не сразу, а развивается постепенно, по мере эволюции человека, накопления опыта, роста научно-технического прогресса.
Суть данной идеи (о постепенном увеличении познавательных способностей разума и в перспективе их бесконечности) философ выразил словами: «То, что не познаваем мы, познают наши потомки».
Основу познания, по Фейербаху, составляют субъективные чувственные ощущения, в основе которых лежит объективная реальность и которые осознаются разумом. Таким образом, гносеология Фейербаха базируется на материалистических принципах при соединении и уравнении эмпирического и рационального подходов.
6. Социально-политическая философия.
Социально-политические взгляды Фейербаха были обусловлены его антропологической философией. Суть этих взглядов в следующем:
-
человек – уникальное биологическое существо, наделенное волей, разумом, чувствами, желаниями;
-
полнокровная реализация человеком своего «Я» возможно только во взаимодействии с «Ты» (то есть другими людьми) – человек может жить только в обществе;
-
основой связей между людьми в обществе, стержнем общества должна стать религия;
-
данная религия должна быть основана не на вере в выдуманное сверхъестественное существо – в Бога, а на иных принципах;
-
необходимо отбросить традиционную религию (христианство, мусульманство и т.д.) и заменить ее религией любви людей к друг другу и религией любви внутри семьи как наиболее отвечающей природе человека;
-
смыслом жизни человека должно стать стремление к счастью.