Современная теологическая философия
1. Общее понятие теологической философии.
Теологическая философия – одно из распространенных философских направлений.
Главными вопросами, находящимися в центре внимания теологической философии, являются:
бытие Бога как творца всего сущего;
бытие человека как его высшего творения, человеческая жизнь.
Говоря о современной теологической философии в целом, следует отметить, что она:
стала ближе к человеку;
освободилась от ряда догм;
стала большое внимание уделять социальной гармонии, морали, нравственности, миру между народами.
2. Неотомизм.
Наиболее авторитетное течение современной теологической философии – неотомизм. Его видными представителями являются Э. Жильсон (1884 – 1978), Ж. Маритэн (1882 – 1973), Ю. Бохельский (р. 1902), Е. Корет (р. 1919), К. Ранер (1904 – 1984), Ф. Ван Стенберг (р. 1904), К. Войтыла (нынешний Папа Римский Иоанн Павел II, р. 1920).
База неотомизма – учение Фомы Аквинского. Центральный принцип – гармония веры и разума.
Современные неотомисты стремятся подняться над противоречиями между материей и идеей, гностицизмом и агностицизмом, эмпирической и рациональной формой познания.
Цель неотомистов:
доказать правильность, истинность католицизма и католической философии;
приспособить католицизм к современным условиям;
приблизить католицизм к простым людям.
Например, Папа Римский Иоанн Павел II (К. Войтыла) выдвинул идею, чтобы католическая Церковь признала ошибки прошлого и попросила за них прощения, в том числе за раздачу индульгенций, костры инквизиции, преследования науки.
Основными частями учения неотомизма являются:
метафизика (общая и прикладная);
гносеология;
натурфилософия.
Метафизика – базовый раздел – состоит из:
общей метафизики, состоящей в свою очередь, из онтологии (учения о бытии) и природной теологии (философского учения о Боге);
прикладной метафизики – учения об окружающем мире и человеке.
Основные цели неотомизма:
креационизм (сотворение окружающего мира Богом);
откровение (Бога о себе – в Библии);
разделение сущности и существования (эссенции и экзистенции);
единство сущности и существования в Боге;
подобие человека Богу;
человек – единство материальной и духовной субстанции.
Особое внимание неотомизм уделяет обществу, ценностям, морали.
3. Тейярдизм.
Другим направлением современной теологической философии, противостоящим неотомизму, является тейярдизм.
Его основоположник – современный теологический философ Пьер Тейяр де Шарден (1881 – 1955).
Цель Тейяра де Шардена: создать феноменологию – комплексную науку, которая соединяла бы в себе достижения наук и теологическую философию и объясняла бы основы Вселенной.
Важнейший принцип философии Тейяра де Шардена – эволюционизм, согласно которому всему в мире (живой, неживой природе) была присуща эволюция.
По своей направленности тейярдизм был реформаторским течением в теологической философии, во многом опирался на достижения естественных наук, критиковал многие догмы католицизма.
4. Иные направления современной теологической философии.
Также к католическому направлению принадлежит «теология освобождения», распространенная в Латинской Америке.
Ее главная идея – максимальное раскрепощение человека.
Среди протестантской теологической философии наиболее распространены:
либеральная теология (Шлейермахер, Гарнап, Трельч);
теология кризиса (Барт, Нибур);
экзистенциональная теология (Тиллих);
«демифоногизированное христианство» (Бультман);
безрелигиозное христианство – Больхьоферра.
Главные идеи данных учений заложены в их названиях.
|