Современная теологическая философия

1. Общее понятие теологической философии.

Теологическая философия – одно из распространенных философских направлений.

Главными вопросами, находящимися в центре внимания теологической философии, являются:

бытие Бога как творца всего сущего;

бытие человека как его высшего творения, человеческая жизнь.

Говоря о современной теологической философии в целом, следует отметить, что она:

стала ближе к человеку;

освободилась от ряда догм;

стала большое внимание уделять социальной гармонии, морали, нравственности, миру между народами.

2. Неотомизм.

Наиболее авторитетное течение современной теологической философии – неотомизм. Его видными представителями являются Э. Жильсон (1884 – 1978), Ж. Маритэн (1882 – 1973), Ю. Бохельский (р. 1902), Е. Корет (р. 1919), К. Ранер (1904 – 1984), Ф. Ван Стенберг (р. 1904), К. Войтыла (нынешний Папа Римский Иоанн Павел II, р. 1920).

База неотомизма – учение Фомы Аквинского. Центральный принцип – гармония веры и разума.

Современные неотомисты стремятся подняться над противоречиями между материей и идеей, гностицизмом и агностицизмом, эмпирической и рациональной формой познания.

Цель неотомистов:

доказать правильность, истинность католицизма и католической философии;

приспособить католицизм к современным условиям;

приблизить католицизм к простым людям.

Например, Папа Римский Иоанн Павел II (К. Войтыла) выдвинул идею, чтобы католическая Церковь признала ошибки прошлого и попросила за них прощения, в том числе за раздачу индульгенций, костры инквизиции, преследования науки.

Основными частями учения неотомизма являются:

метафизика (общая и прикладная);

гносеология;

натурфилософия.

Метафизика – базовый раздел – состоит из:

общей метафизики, состоящей в свою очередь, из онтологии (учения о бытии) и природной теологии (философского учения о Боге);

прикладной метафизики – учения об окружающем мире и человеке.

Основные цели неотомизма:

креационизм (сотворение окружающего мира Богом);

откровение (Бога о себе – в Библии);

разделение сущности и существования (эссенции и экзистенции);

единство сущности и существования в Боге;

подобие человека Богу;

человек – единство материальной и духовной субстанции.

Особое внимание неотомизм уделяет обществу, ценностям, морали.

3. Тейярдизм.

Другим направлением современной теологической философии, противостоящим неотомизму, является тейярдизм.

Его основоположник – современный теологический философ Пьер Тейяр де Шарден (1881 – 1955).

Цель Тейяра де Шардена: создать феноменологию – комплексную науку, которая соединяла бы в себе достижения наук и теологическую философию и объясняла бы основы Вселенной.

Важнейший принцип философии Тейяра де Шардена – эволюционизм, согласно которому всему в мире (живой, неживой природе) была присуща эволюция.

По своей направленности тейярдизм был реформаторским течением в теологической философии, во многом опирался на достижения естественных наук, критиковал многие догмы католицизма.

4. Иные направления современной теологической философии.

Также к католическому направлению принадлежит «теология освобождения», распространенная в Латинской Америке.

Ее главная идея – максимальное раскрепощение человека.

Среди протестантской теологической философии наиболее распространены:

либеральная теология (Шлейермахер, Гарнап, Трельч);

теология кризиса (Барт, Нибур);

экзистенциональная теология (Тиллих);

«демифоногизированное христианство» (Бультман);

безрелигиозное христианство – Больхьоферра.

Главные идеи данных учений заложены в их названиях.