Политические элиты и политическое лидерство


Политическая элита – это меньшинство общества, являющееся относительно привилегированной группой, обладающей выдающимися психологическими, социальными и политическими качествами.

Концепции элитизма появились еще в древности. Они достаточно разнообразны. Первые современные концепции элит возникли в конце XIX – начале XX века.
Г. Моска попытался доказать неизбежное деление любого общества на две неравные по социальному положению и роли группы. Он считал, что важнейшим критерием формирования политического класса является способность к управлению другими людьми, т.е. организаторская способность. Существуют две тенденции в его развитии: аристократическая и демократическая. Первая из них проявляется в стремлении политического класса стать наследственным если не юридически, то фактически. Вторая, демократическая тенденция выражается в обновлении политического класса за счет наиболее способных к управлению и активных низших слоев.
В. Парето исходил из того, что миром во все времена должно править избранное меньшинство. Оно делится на правящую элиту, прямо или опосредованно участвующую в управлении, и неправящую – контрэлиту. Последнюю представляют люди, обладающие характерными для элиты психологическими качествами, но не имеющих доступа к руководящим функциям в силу своего социального статуса и различного рода барьеров. Развитие общества происходит посредством чередования, «циркуляции» двух главных типов элит. Первый – это «лисы» – гибкие руководители, использующие методы переговоров, уступок, лести, убеждения и т.п. Второй тип – «львы», жесткие, опирающиеся на силу руководители. Изменения, происходящие в обществе, постепенно подрывают господство одного из этих типов элиты.
Р. Михельс особо выделяет организаторские способности и организационные структуры общества, стимулирующие элитарность и возвышающие управляющий слой. Создание крупных организаций неизменно ведет к их олигархизации и формированию элиты вследствие действия целой цепочки взаимосвязанных факторов.
Современные теории элит.

Макиавеллистская школа признает
• элитарность любого общества, что вытекает из естественной природы человека и общества.
• элите свойственны особые психологические качества, связанные с одаренностью и воспитанием
• групповая сплоченность
• легитимность элиты, признание массами ее права на политическое руководство
• структурное постоянство элиты; ее отношения господства неизменны
• формирование и смена элит в ходе борьбы за власть
Ценностные теории стараются приспособить элитарную теорию к реальной жизни современных демократических государств. Они имеют ряд установок:
• элита обладает наиболее высокими способностями и показателями в наиболее важных для всего государства сферах деятельности
• господствующее положение элиты отвечает интересам всего общества, поскольку это наиболее продуктивная и инициативная часть населения
• формирование элиты не столько результат ожесточенной борьбы за власть, сколько следствие естественного отбора обществом наиболее ценных представителей
• элитарность закономерно вытекает из равенства возможностей и не противоречит современной представительной демократии.

Теории демократического элитизма рассматривают руководящий слой не только как группу, обладающими необходимыми для управления качествами, но и как защитницу демократических ценностей. Элиты, согласно данной теории, способны держать часто присущий массам идеологический и политический иррационализм, эмоциональную неуравновешенность и радикализм.

Концепции плюрализма элит базируются на
• отрицании элиты как единой, привилегированной и сплоченной группы; влияние каждой из них ограничено специфической для нее областью деятельности
• с помощью выборов, референдумов, опросов, прессы, групп давления и т.д. можно ограничить или вообще предотвратить действие закона олигархических тенденций и удержать элиты под влиянием масс
• конкуренция элит делает возможной подотчетность элит массам; это предотвращает складывание единой господствующей элитарной группы
• в современном демократическом обществе власть распылена между многообразными общественными группами и институтами
• различия между элитой и массой относительны и условны

Леволиберальным концепциям свойственно признание единой, относительно сплоченной привилегированной властвующей элиты, ее структурного постоянства, группового самосознания и т.д. Однако внутри правящей элиты существуют сложные иерархические отношения. Сторонники леволиберальной теории элиты обычно отрицают прямую связь экономической элиты с политическими руководителями. Последние согласны с основными принципами существующей рыночной системы и видят в ней оптимальную для своего общества форму социальной организации.

Партократическая теория элиты получила реальное воплощение в странах тоталитарного социализма. Ее основополагающие черты:
• глобальный, мессианский характер политической элиты; ее историческое призвание руководить процессом перехода человечества от капитализма к коммунизму.
• всеобъемлющий характер политического руководства всеми сферами общества: экономикой, распределением материальных и духовных благ, решением кадровых вопросов и т.д.
• происхождение из социальных низов и прежде всего пролетариата как определяющий критерий вхождения в политическую элиту
• приверженность одной идеологии является гарантией успешного руководства обществом
• жесткая иерархичность элиты и милитаризация ее внутренних отношений