Структура религиозной организации, церковь, секта
Основной формой современной религиозной организации выступает церковь, представляющая собой такое объединение верующих, в котором они придерживаются одного вероисповедания ( или какой-то его ветви, например, православная или католическая церковь).
В церковной организации выделяют две основные социальные группы:
1) клир - служители церкви, священники;
2) миряне - рядовые члены церкви. Однако не все религиозные объединения признают необходимость церковной иерархии. Баптисты, например, отрицают деление верующих на клир и мирян, считая, что каждый верующий обладает способностью совершать богослужение, т.е. быть священником.
Для понимания сущности церковной организации большое значение имеет уяснение различий между церковью и сектой, описанное М. Вебером и получившее затем более подробную трактовку в трудах другого немецкого социолога, Э. Трельча.
Церковь, претендуя на универсальность, ищет поддержку у государства и власть имущих, ею руководят профессионалы, церковным ритуалам присущ определенный формализм. Участие верующих в церковных делах строго регламентировано и сведено к пассивному слушанию проповедей.
Секта имеет небольшое число верующих, но отношения внутри этой организации лишены формализма, носят доверительный, личностный характер. Представляя собой моральную общность, секта характеризуется духом аскетизма и мистицизма. Основателем секты является, как правило, харизматическая личность, обладающая особыми психоэмоциональными и интеллектуальными качествами.
Помимо церкви и секты, выделяют культ и деноминацию. Культ как религиозная организация включает в себя небольшое число верующих во главе с харизматическим лидером. Нетрадиционные культы, основывающиеся на восточных религиозных верованиях, весьма популярны сейчас на Западе, да и в России.
Члены деноминации практически участвуют в жизни общества, хотя подобно членам секты подчеркивают свою исключительность. В деноминации существует своя элита, осуществляющая руководство жизнью религиозной общины. Деноминация представляет собой некую переходную форму от секты к церкви.
Американский социолог Дж. Ингер предложил еще более сложную классификацию религиозных организаций: церковь (традиционная), экклезиастская церковь, деноминация, сформировавшаяся секта, секта, культ.
Содержание
|