Теория механизмов и машин » 5.6. Неравномерное движение машин. Маховики

5.6. Неравномерное движение машин. Маховики

Одним из режимов движения машины при совершении полезной работы является режим равномерного или установившегося движения.

При равномерном движе-нии угловая скорость ω вала двигателя постоянна, а при установившемся движении она

Рис. 28 периодически изменяется (рис.28),

причём степень неравномерности можно оценить коэффициентом неравномерности:

δ=(ωmax- ωmin)/ωc,

где ωс – средняя угловая скорость за цикл ωс=(ωmax+ ωmin)/2.

Неравномерность вредно сказывается на работе машин, т.к. вызывает дополнительные инерционные нагрузки, которые могут привести к поломке.

Практикой установлены значения δ, которые допустимы в различных условиях эксплуатации. Регулировать величину δ можно путем изменения величины момента инерции звена приведения, т.е. на быстро вращающийся вал закрепляется дополнительная масса, называемая маховиком.

При конструировании маховика стремятся к получению необходимого момента инерции маховика Jм с наименьшим весом G и заданным диаметром D. Для этой цели маховик изготавливается в виде тяжелого обода, соединенного со втулкой тонким диском с отверстием или спицами (рис.29). Приближенно Jм можно определить по формуле:

Jм≈G·D2/40, кг·м·с2.