Теория механизмов и машин » 8.16. Кинематический анализ и классификация фрикционных и зубчатых механизмов

8.16. Кинематический анализ и классификация фрикционных и зубчатых механизмов

В практике машиностроения чаще возникает необходимость понижения, реже повышения скорости при передаче движения от входного звена к выходному.

Механизмы для передачи вращения, в которых происходит понижение скорости вращения, называются редукторами, а механизмы, повышающие эту скорость, называются мультипликаторами.

По кинематическому признаку различают:

Ø механизмы с неподвижными геометрическими осями всех колёс (рядовые);

Ø механизмы с подвижными геометрическими осями некоторых колёс (эпи-

циклические), которые обладают одной степенью свободы (планетарные) или двумя и более (дифференциальные).

Кроме того, различают одно и многоступенчатые механизмы, которые состоят из одной или двух и более пар колёс соединённых последовательно (рис. 85, а), параллельно (рис. 85, б), или смешанно.

рис. 85

При проектировании механизмов для передачи вращения с заданным значением передаточных отношений и крутящего момента стремятся обеспечить высокий коэффициент полезного действия (кпд), минимальные габариты и вес.

Передаточное отношение одноступенчатого редуктора (при отсутствии скольжения) равно ,

т.е. отношению радиусов начальных окружностей или отношению чисел зубьев (для зубчатых колёс).

Передаточное отношение берётся со знаком (+), если соприкасающиеся колёса вращаются в одну сторону, и со знаком (-), если – в разные стороны. Обычно знак (+) передаточное отношение имеет при внутреннем касании колёс (рис. 86, б), а знак (-) – при внешнем касании (рис. 86, а). В случае многоступенчатого механизма с параллельным соединением колёс (рис. 85, б) получим или .

рис. 86

При последовательном соединении колёс (рис. 85, а)

.

Таким образом, общее передаточное отношение многоступенчатого механизма равно произведению частных передаточных отношений отдельных ступеней, то есть .

Причём промежуточные колёса в механизме с последовательным соединением не влияют на величину передаточного отношения, а служат лишь для изменения направления вращения. Эти промежуточные колёса называются паразитными.

Для кинематического анализа механизмов можно использовать графо-численный метод, наглядно иллюстрирующий характер распределения линейных скоростей звеньев механизма. Метод основан на использовании линейной зависимости скорости V от радиуса, т.е. .

При построении картины, иллюстрирующей характер распределения линейных скоростей, сначала откладываются в выбранном масштабе известные вектора линейных скоростей точек, закон движения которых задан (рис. 87).

рис. 87

Затем, проводя отрезки через концы векторов известных скоростей, получим общую картину скоростей.

Для определения угловых скоростей (частот вращения) всех звеньев удобно использовать план угловых скоростей (частот вращения), где отрезки соответствуют угловым скоростям (частотам вращения) колёс 1, 2, … (рис. 87). При этом схема редуктора вычерчивается в масштабе , а так как отрезки пропорциональны , то . Выбор полюсного расстояния может быть произвольным.