1. Основные черты мировой торговли

Содержание мировой торговли

Международная (мировая) торговля представляет собой процесс купли-продажи товаров и услуг, осуществляемый между покупателями, продавцами и посредниками в разных странах. Весьма часто под международной торговлей подразумевают только торговлю товарами.

Международная торговля включает экспорт и импорт товаров, сумма которых называется т о в а р о о б о р о т о м , а соотношение между ними — т о р г о в ы м б а л а н с о м . В статистических справочниках ООН приводятся данные об объеме и динамике мировой торговли как суммы стоимости экспорта всех стран мира.

Основные этапы в развитии мировой торговли и ее динамика в современных условиях

Зародившись в глубокой древности, мировая торговля достигает значительных масштабов и приобретает характер устойчивых международных товарно-денежных отношений на рубеже XVIII и XIX вв. Мощным импульсом этого процесса послужило создание в ряде стран (Англии, Голландии и др.) машинного производства, ориентированного не только на внутренний, но и на внешний рынок. К концу XIX — началу XX вв. сложился мировой (всемирный) рынок. В первой половине XX в. мировая торговля пережила глубокий кризис. Он начался в годы Первой мировой войны и привел к длительному нарушению мирового товарооборота, продолжавшемуся до окончания Второй мировой войны, которая до основания потрясла всю структуру международных экономических отношений. Характерной чертой послевоенного периода явилось заметное ускорение темпов развития мировой торговли, достигших наиболее высокого уровня за всю историю человеческого общества.

Так, среднегодовой темп роста мирового экспорта товаров составил: в 50-х гг. - 6%; 60-х гг. - 8,2; 70—80-х гг.-9,0 и в 90-97 гг. — 6% (среднегодовые темпы роста ВВП за этот период составили 1,5%). Соответственно возрастал и объем мировой торговли. Так, в 1970 г. он составил 0,3 трлн долл.; в 1980 г.— 1,9; в 1997 г. — 5,4 трлн долл. ( с учетом экспорта услуг — 6,4 трлн долл.).

Беспрецедентно высокие темпы послевоенного роста мировой торговли обусловлены, в первую очередь, более высокими темпами экономического развития в этот период. Кроме того, оно сопровождается все большим разделением труда в мире, что стимулирует международный товарооборот. Наконец, значительную роль в ускорении темпов роста мировой торговли сыграло активное включение в нее новых групп стран, ранее экономически отсталых. По имеющимся прогнозам, высокие темпы роста мировой торговли сохранятся и в дальнейшем: к 2003 г. объем мировой торговли увеличится на 50% и превысит 7 трлн долл.

Структура и основные товаропотоки мировой торговли. Роль торговли услугами в международном обмене

Товарная структура мировой торговли изменяется прежде всего под воздействием НТР и углубления международного разделения труда. В настоящее время наибольшее значение в мировой торговле имеет продукция обрабатывающей промышленности; на ее долю приходится свыше 3/4 мирового товарооборота. Особенно быстро растет доля таких видов этой продукции, как машины, оборудование и транспортные средства, химические товары. Доля продовольствия, сырья и минерального топлива составляет примерно 1/5 (табл. 34.1).

Во второй половине ХХ в. наряду с быстрым ростом мировой торговли товарами опережающими темпами расширяется международный обмен услугами. Помимо традиционных видов услуг (транспортных, финансово-кредитных, туристических и др.) все большее место в международном обмене занимают новые виды услуг, развивающиеся под воздействием НТР (информационно-вычислительные, лицензионные, консалтинговые и др.).

Таблица 34.1. Товарная структура мирового экспорта по основным группам товаров, %

Для географического распределения мировой торговли характерно преобладание стран с развитой рыночной экономикой, промышленно развитых стран. Так, в конце 90-х гг. на них приходится около 75% мирового экспорта товаров.

Развитые страны торгуют больше всего друг с другом. Торговля развивающихся стран также ориентирована в основном на рынки развитых стран, а их доля в мировом экспорте составляет около 15%. На страны с переходной экономикой приходится около 10% мирового вывоза товаров, причем доля России снижается (1,3%), а Китая вместе с Гонконгом растет (6,3%). Значение в мировой торговле стран — экспортеров нефти в последние годы значительно уменьшилось. Все заметнее становится роль так называемых новых индустриальных стран, особенно азиатских.

Ценообразование на мировом рынке товаров. Интернациональные издержки и мировые цены

Характерной чертой мировой торговли является наличие особой системы цен — мировых цен. В их основе лежат интернациональные издержки производства, которые тяготеют к среднемировым затратам экономических ресурсов на создание данного вида товаров. Интернациональные издержки производства формируются под преимущественным влиянием стран, являющихся главными поставщиками данных видов товаров на мировой рынок. Кроме того, значительное воздействие на уровень мировых цен оказывает соотношение спроса и предложения на данный вид товара на мировом рынке.

Для международной торговли характерна множественность цен, т.е. существование различных цен на один и тот же товар. Мировые цены различаются в зависимости от времени года, места, условий реализации товара, особенностей контракта. На практике в качестве мировых цен принимаются цены крупных, систематических и устойчивых экспортных или импортных сделок, заключаемых в определенных центрах мировой торговли известными фирмами — экспортерами или импортерами соответствующих видов товаров. На многие сырьевые товары (зерновые, каучук, хлопок и др.) мировые цены устанавливаются в процессе операций на крупнейших мировых товарных биржах.


Классические теории международной торговли
Стандартная модель международной торговли
Альтернативные теории международной торговли. Теория конкурентных преимуществ
Внешняя торговля России: тенденции и перспективы развития